ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ О МИЛИЦИИ

18 марта 2009 года

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Милиция в Республике Южная Осетия

 

1. Милиция в Республике Южная Осетия - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими законами.

2. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия.

 

Статья 2. Задачи милиции

 

1. Задачами милиции являются:

1) обеспечение безопасности личности;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений;

4) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

5) защита частной, государственной и иных форм собственности;

6) оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

2. Иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом.

 

Статья 3. Принципы деятельности милиции

 

1. Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

2. Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, местными органами власти, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

 

Статья 4. Правовая основа деятельности милиции

 

Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Южная Осетия, настоящим Законом, законами и иными нормативными правовыми актами, международными договорами Республики Южная Осетия, а также действующим в Республике Южная Осетия законодательством.

 

Статья 5. Деятельность милиции и права граждан

 

1. Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

3. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.

4. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

5. Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.

6. Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом.

7. Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

 

Статья 6. Привлечение к выполнению задач милиции других сотрудников органов внутренних дел

 

Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками милиции, а также стажеры во время испытательного срока могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и в порядке, определяемых Министром внутренних дел Республики Южная Осетия. В этом случае на них распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции.

 

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ МИЛИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

 

Статья 7. Система милиции и ее подчиненность

 

1. Милиция в Республике Южная Осетия подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, которые непосредственно подчиняются Министерству внутренних дел Республики Южная Осетия.

2. Министр внутренних дел Республики Южная Осетия осуществляет руководство всей милицией в Республике Южная Осетия.

3. Руководство милицией в районах, городах и иных образованиях осуществляют начальники органов внутренних дел, назначаемые на должность Министром внутренних дел Республики Южная Осетия.

4. Руководство милицией на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Министром внутренних дел Республики Южная Осетия.

 

Статья 8. Криминальная милиция

 

1. Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных действующим в Республике Южная Осетия законодательством. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

2. Криминальная милиция является органом дознания. Состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством и Президиумом Правительства Республики Южная Осетия по представлению Министра внутренних дел Республики Южная Осетия.

3. Начальник криминальной милиции Республики Южная Осетия является по должности первым заместителем Министра внутренних дел Республики Южная Осетия.

4. Начальники криминальной милиции районов, городов и иных образований назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Республики Южная Осетия и являются по должности первыми заместителями начальников соответствующих территориальных органов внутренних дел.

5. Криминальная милиция финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Южная Осетия, а также иных средств, указанных в статье 37 настоящего Закона.

 

Статья 9. Милиция общественной безопасности

 

1. Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

2. Милиция общественной безопасности является органом дознания. Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, определяются Правительством и Президиумом Правительства Республики Южная Осетия по представлению Министра внутренних дел Республики Южная Осетия.

3. Создание, реорганизация и ликвидация изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых осуществляются в порядке, установленном Министром внутренних дел Республики Южная Осетия.

4. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определяется Правительством Республики Южная Осетия.

5. Местные органы власти вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности по согласованию с Министром внутренних дел Республики Южная Осетия.

6. Начальник милиции общественной безопасности Республики Южная Осетия является по должности заместителем Министра внутренних дел Республики Южная Осетия.

7. Начальники милиции общественной безопасности районов, городов назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Республики Южная Осетия по согласованию с соответствующими местными органами власти и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов.

8. Милиция общественной безопасности финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Южная Осетия, а также иных средств, указанных в статье 37 настоящего Закона.

 

Глава III. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА МИЛИЦИИ

 

Статья 10. Обязанности милиции

 

Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:

1) предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

2) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

3) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные действующим в Республике Южная Осетия законодательством;

4) выявлять и раскрывать преступления;

5) возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;

6) разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных, в случаях, предусмотренных действующим в Республике Южная Осетия законодательством, а также разыскивать похищенное имущество;

7) осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;

8) обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в общественных местах;

9) осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, за исключением государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог; принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение; осуществлять в порядке, определяемом Правительством Республики Южная Осетия, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;

10) выдавать разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Республики Южная Осетия и вывоз из Республики Южная Осетия указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; контролировать соблюдение установленных законом правил оборота служебного и гражданского оружия;

11) охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество; инспектировать подразделения охраны организаций; давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной собственности и собственности органов местной власти;

12) проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;

13) принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Республики Южная Осетия или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии;

14) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;

15) исполнять определения (постановления) суда (судьи) об административном аресте;

16) охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу;

17) контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Республики Южная Осетия, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Республики Южная Осетия;

18) контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;

19) согласовывать уставы служб безопасности в организациях; контролировать соблюдение установленных законом правил частной детективной и охранной деятельности;

20) принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц;

21) обеспечивать сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры по их возврату законным владельцам либо по реализации в установленном порядке;

22) осуществлять для оказания медицинской помощи привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния; обеспечивать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленных действующим в Республике Южная Осетия законодательством, наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих, в целях профилактики правонарушений;

23) оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам представительных органов государственной и местной власти, кандидатам, зарегистрированным кандидатам в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, в органах местной власти, должностным лицам органов государственной власти и местных органов власти, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

24) применять меры безопасности, предусмотренные законом, в отношении судей, народных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких; применять предусмотренные законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности;

25) обеспечивать исполнение судебных решений о направлении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением;

26) оказывать содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдума в реализации их полномочий, в том числе предоставлять избирательным комиссиям по их запросам сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты или на выборные должности в местные органы власти;

27) принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании или при подготовке и проведении референдума противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (включая меры по пресечению попыток подкупа избирателей, участников референдума), информировать соответствующую избирательную комиссию или комиссию референдума о фактах выявленных нарушений и принятыми в связи с этим мерах;

28) осуществлять государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством;

29) участвовать в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

30) оказывать содействие в пределах своих полномочии судебным приставам при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивать правопорядок на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

 

Статья 11. Права милиции

 

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц местных органов власти, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию действующим в Республике Южная Осетия законодательством;

3) вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, действующим в Республике Южная Осетия законодательством, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты; проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в установленном законом порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр транспортных средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты;

6) производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

7) задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;

8) задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям;

9) задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера;

10) задерживать и доставлять в дежурные части несовершеннолетних правонарушителей, а также в центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом;

11) доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;

12) задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военному комиссару;

13) вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;

14) осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;

15) производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности;

16) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законом;

17) применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;

18) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов;

19) проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;

20) производить по решению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.

При этом милицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования народного хозяйства в данной местности;

21) временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;

22) запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения; останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности;

23) осматривать места хранения и использования оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении этих нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством;

24) при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях проверки этих нарушений работники милиции по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел или его заместителя имеют право:

а) производить в присутствии понятых, а также представителей юридического лица либо индивидуального предпринимателя осмотр их производственных, складских, торговых и иных помещений, других мест хранения и использования имущества;

б) производить досмотр транспортных средств в присутствии понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного лица;

в) изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;

г) требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизии производственной и финансово-хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий;

д) изымать с обязательным составлением протокола образцы сырья и продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;

е) в случае, если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел (органа милиции), проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии;

ж) опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок и ревизий, но не более чем на семь суток, а в случае, если действия приведут к приостановлению деятельности организации, - на срок не более 48 часов;

з) проводить контрольные закупки;

25) осуществлять полномочия лицензирующего органа в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Южная Осетия;

26) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозное имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности;

27) использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге, в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами;

28) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам;

29) получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации;

30) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших; для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших;

31) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству, объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей;

32) участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

33) в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством получать сведения, составляющие налоговую тайну;

34) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством.

Использование милицией предоставленных ей прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию настоящим Законом.

 

Глава IV. ПРИМЕНЕНИЕ МИЛИЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ

СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

 

Статья 12 Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

 

1. Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел - действующим в Республике Южная Осетия законодательством, регулирующим порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

2. Сотрудники милиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

3. При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан:

1) предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

2) стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;

3) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;

4) уведомить прокурора о всех случаях смерти или ранения.

4. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

 

Статья 13. Применение физической силы

 

Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.

 

Статья 14. Применение специальных средств

 

1. Сотрудники милиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в следующих случаях:

1) для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

2) для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;

3) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;

4) для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;

5) для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику милиции;

6) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

7) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций;

8) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника милиции остановиться;

9) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления.

2. В качестве специальных средств могут применяться:

1) резиновые палки - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 7 части 1 настоящей статьи;

2) слезоточивый газ - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 6, 7 части 1 настоящей статьи;

3) наручники - в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 1 настоящей статьи. При отсутствии наручников сотрудник милиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) светозвуковые средства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 6, 7 части 1 настоящей статьи;

5) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 части 1 настоящей статьи;

6) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных в пункте 8 части 1 настоящей статьи;

7) водометы и бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 4, 6, 7 части 1 настоящей статьи, и только по указанию начальника органа внутренних дел, начальника криминальной милиции, начальника милиции общественной безопасности с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения;

8) специальные окрашивающие средства - в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 1 настоящей статьи. На объектах собственности специальные окрашивающиеся средства устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица;

9) служебные собаки - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 части 1 настоящей статьи;

10) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 части первой настоящей статьи.

3. Все виды специальных средств, кроме того, могут применяться в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 15 настоящего Закона.

4. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.

5. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

6. Перечень специальных средств, состоящих на вооружении милиции, а также правила их применения устанавливаются Правительством Республики Южная Осетия. При этом запрещается вооружение милиции специальными средствами, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

 

Статья 15. Применение и использование огнестрельного оружия

 

1. Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях:

1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;

6) для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

2. Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться;

2) для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;

3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

3. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

4. О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа милиции) по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.

5. Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении милиции, утверждается Правительством Республики Южная Осетия.

6. Запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

 

Статья 16. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции

 

1. Сотрудник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 15 настоящего Закона основания для его применения.

2. Попытки лица, задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию, предоставляют сотруднику милиции право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 15 настоящего Закона

 

Глава V. СЛУЖБА В МИЛИЦИИ

 

Статья 17. Сотрудник милиции

 

1. Сотрудниками милиции Республики Южная Осетия являются граждане Республики Южная Осетия, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.

2. Сотрудники милиции могут проходить службу не на должностях рядового или начальствующего состава в случаях:

1) нахождения в распоряжении органов внутренних дел;

2) нахождения за штатом;

3) прикомандирования к органам государственной власти, а также к иным организациям.

3. Сотрудникам милиции выдаются служебные удостоверения установленного образца и специальные жетоны с личным номером.

4. Сотрудники милиции имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются в установленном порядке.

5. Сотрудники милиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения указанных оружий и специальных средств определяется Министром внутренних дел Республики Южная Осетия.

6. Обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников милиции устанавливаются законами и компенсируются соответствующими социальными гарантиями.

 

Статья 18. Специальные звания сотрудников милиции

 

1. Устанавливаются следующие специальные звания сотрудников милиции:

1) рядовой состав рядовой милиции;

2) младший начальствующий состав, в том числе: младший сержант милиции, сержант милиции, старший сержант милиции, старшина милиции, прапорщик милиции, старший прапорщик милиции;

3) средний начальствующий состав, в том числе: младший лейтенант милиции, лейтенант милиции, старший лейтенант милиции, капитан милиции;

4) старший начальствующий состав, в том числе: майор милиции, подполковник милиции, полковник милиции;

5) высший начальствующий состав, в том числе: генерал-майор милиции, генерал-лейтенант милиции.

2. Специальные звания начальствующего состава милиции являются пожизненными. При прекращении службы к имеющимся специальным званиям сотрудников милиции добавляются слова "в отставке".

3. Порядок присвоения и лишения специальных званий сотрудников милиции определяется Положением, утвержденным Президентом Республики Южная Осетия.

 

Статья 19. Служебные обязанности и права сотрудника милиции

 

1. Сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными настоящим Законом, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.

2. Сотрудник милиции на территории Республики Южная Осетия, независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток, обязан:

1) оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;

2) в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.

3. Для выполнения служебных обязанностей, установленных частью 2 настоящей статьи, сотрудник милиции может использовать права милиции, предусмотренные настоящим Законом.

 

Статья 20. Прием и увольнение сотрудников милиции

 

1. На службу в милицию имеют право поступать граждане Республики Южная Осетия не моложе 18 лет и не старше 40 лет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.

2. Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость.

3. Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции, в течение указанного срока.

4. Для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажером по должности.

5. Сотрудники милиции принимают присягу сотрудников органов внутренних дел.

6. Сотрудники милиции могут быть уволены со службы по следующим основаниям:

1) по собственному желанию;

2) по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел;

3) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (по инициативе сотрудника либо с его согласия);

4) по окончании срока службы предусмотренного контрактом;

5) в связи с нарушением ими условий контракта;

6) по сокращению штатов;

7) по болезни - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;

8) по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

9) в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность;

10) по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации;

11) за грубое либо систематическое нарушение дисциплины;

12) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции;

13) в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда;

14) в связи с призывом на военную службу.

Указанный перечень оснований увольнения сотрудников милиции является исчерпывающим.

 

Статья 21. Прохождение службы в милиции

 

1. Сотрудники милиции подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством.

2. Назначение на должность, продвижение и перемещение по службе в милиции осуществляются независимо от национальности сотрудника, его социального положения, отношения к религии, убеждений, членства в общественных объединениях.

3. Для сотрудников милиции устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. При необходимости сотрудники милиции могут быть привлечены к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.

4. Сотруднику милиции предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 суток с предоставлением времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно.

5. Дополнительный оплачиваемый отпуск сотруднику милиции предоставляется:

1) после 10 лет службы - продолжительностью 5 суток;

2) после 15 лет службы - продолжительностью 10 суток;

3) после 20 лет службы - продолжительностью 15 суток.

6. Сотрудникам милиции, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, очередной отпуск предоставляется продолжительностью 45 суток, независимо от стажа службы.

7. В милиции не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций. Сотрудники милиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.

8. Сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству в организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую деятельность.

9. Работа сотрудников милиции по совместительству в системе Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Южная Осетия.

 

Статья 22. Подготовка сотрудников милиции

 

Лица, принимаемые на службу в милицию, в обязательном порядке проходят специальное профессиональное обучение или переподготовку в системе Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия.

Профессиональные кадры сотрудников милиции готовят образовательные учреждения профессионального образования (средние специальные и высшие учебные заведения) системы Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия и Российской Федерации.

 

Статья 23. Оплата труда сотрудников милиции

 

1. Виды и размеры денежного довольствия сотрудников милиции устанавливаются Правительством Республики Южная Осетия и должны обеспечивать достаточные материальные предпосылки для комплектования кадров милиции на конкурсной основе, учитывать характер и условия службы.

2. За работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам милиции предоставляется компенсация в порядке, установленном трудовым законодательством, действующим в Республике Южная Осетия.

 

Глава VI. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ

 

Статья 24. Обязательность исполнения законных требований сотрудника милиции

 

1. Законные требования сотрудника милиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

2. Невыполнение законных требований сотрудника милиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

3. Сотрудники милиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных настоящим Законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

 

Статья 25. Обстоятельства, исключающие преступность деяния сотрудника милиции

 

На деятельность сотрудника милиции распространяются нормы уголовного законодательства, действующего в Республике Южная Осетия, о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, об обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения.

 

Статья 26. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника милиции

 

1. Сотрудник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственному и прямым начальникам.

2. Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника милиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Никто не имеет права понуждать сотрудника милиции выполнять обязанности, которые настоящим Законом на милицию не возложены.

3. При получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник милиции обязан руководствоваться законом.

 

Статья 27. Показания сотрудника милиции

 

Показания сотрудника милиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

 

Статья 28. Право сотрудника милиции на судебную защиту

 

Сотруднику милиции гарантируется судебная защита его прав и свобод.

 

Статья 29. Право сотрудников милиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)

 

1. Сотрудники милиции в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации). Порядок образования и компетенция профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников милиции определяются действующим в Республике Южная Осетия законодательством.

2. Прекращение работы сотрудником милиции как средство разрешения коллективного трудового спора запрещается.

 

Статья 30. Право сотрудников милиции и членов их семей на охрану здоровья и медицинскую помощь

 

Сотрудники милиции имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в медицинских учреждениях Республики Южная Осетия.

Члены семей сотрудников милиции имеют право на медицинскую помощь в учреждениях системы здравоохранения Республики Южная Осетия на общих основаниях с другими гражданами.

 

Статья 31. Гарантии сотрудникам милиции, избранным в законодательные (представительные) органы государственной власти Республики Южная Осетия

 

Сотрудники милиции, избранные депутатами Парламента Республики Южная Осетия, депутатами местных представительных органов на период осуществления указанных полномочий, приостанавливают службу в органах внутренних дел либо увольняются со службы в органах внутренних дел по собственному желанию.

После прекращения указанных полномочий сотрудникам милиции по их желанию представляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность по прежнему либо с их согласия иному месту службы.

Период осуществления указанных полномочий сотрудникам милиции засчитывается в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного звания, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.

 

Статья 32. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника милиции

 

1. Все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций.

2. В случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

3. При получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

4. В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

5. Ущерб, причиненный имуществу сотрудника милиции или его близким в связи со служебной деятельностью сотрудника милиции, возмещается в полном объеме из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

 

Статья 33. Обеспечение сотрудников милиции жилой площадью

 

1. Сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, местным органом власти и организациями в первоочередном порядке.

2. Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.

3. Участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются местными органами государственной власти жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.

4. Сотрудники милиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов.

5. Соответствующие органы исполнительной власти и местные органы власти могут продавать на льготных условиях жилье сотрудникам милиции в собственность за 50 процентов его стоимости.

6. За сотрудниками, прослужившими в милиции не менее 20 лет, после увольнения в запас или отставку сохраняется право на льготную покупку жилья и оплату жилых помещений.

7. В случае гибели сотрудника милиции, в связи с осуществлением служебной деятельности, за семьей погибшего сохраняется право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома на тех основаниях, которые имелись при постановке на учет, указанная жилая площадь предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, местными органами власти, либо транспортными организациями не позднее одного года со дня гибели сотрудника милиции.

 

Статья 34. Обеспечение сотрудников милиции телефоном и предоставление детям сотрудников милиции мест в детских дошкольных учреждениях

 

1. Сотрудникам милиции, перечень должностей которых определяется Министром внутренних дел Республики Южная Осетия, установка телефонов в квартирах осуществляется по действующим тарифам в течение одного года со дня подачи ими заявления.

2. Места в детских дошкольных учреждениях, школах - интернатах детям сотрудников милиции предоставляются соответствующими органами исполнительной власти, местными органами власти и организациями по месту жительства сотрудников милиции в течение трех месяцев со дня подачи ими заявления.

3. Сотруднику милиции на содержание его детей (лиц, находящихся на его иждивении), посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения, выплачивается пособие в порядке и размерах, определяемых Министром внутренних дел Республики Южная Осетия. Расходы на выплату указанного пособия осуществляются за счет бюджетов, из средств которых финансируются подразделения милиции.

 

Статья 35. Права сотрудников милиции при нахождении в командировке, следовании к новому месту службы, месту проведения отпуска и обратно

 

Сотрудник милиции, направленный в служебную командировку, следующий к новому месту службы, а также к месту проведения отпуска и обратно, пользуется правом бронирования, получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения вне очереди проездных документов на все виды транспорта по предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих факт следования к новому месту службы, нахождения в командировке либо отпуске.

 

Статья 36. Ответственность за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты сотрудника милиции

 

1. В случае несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты сотрудника милиции, предусмотренных настоящим Законом, виновные в этом должностные лица несут ответственность, установленную действующим в Республике Южная Осетия законодательством.

2. Правительство Республики Южная Осетия, органы государственной власти Республики Южная Осетия и органы местной власти могут устанавливать и иные не предусмотренные настоящим Законом гарантии социальной защиты сотрудников милиции.

 

Глава VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИЛИЦИИ

 

Статья 37. Финансирование милиции

 

1. Финансирование милиции осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Южная Осетия, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством, иными законами и нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия.

2. Местные органы власти вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств.

3. Подразделения милиции на особо важных и режимных объектах финансируются за счет средств Государственного бюджета Республики Южная Осетия и средств, поступающих на основе договоров.

4. Внебюджетные средства используются для улучшения материально-технического обеспечения подразделений милиции, социального обеспечения сотрудников милиции и стимулирования их труда в порядке, определяемом Правительством Республики Южная Осетия.

 

Статья 38. Материально-техническое обеспечение милиции

 

1. Материально-техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование подразделений милиции.

2. Нормы обеспечения милиции оружием, боеприпасами, продовольствием и вещевым имуществом устанавливаются Правительством Республики Южная Осетия, а нормы иных видов материально - технического обеспечения - Министром внутренних дел Республики Южная Осетия.

3. Милиция вправе принимать во владение и пользование от организаций транспортные средства и другую технику, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей.

4. Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи.

5. Служебные помещения подразделениям милиции, содержащимся за счет средств, поступающих на основании договоров, предоставляют организации, с которыми заключены эти договоры.

6. Органы исполнительной власти Республики Южная Осетия, органы местного самоуправления и организации обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт.

7. Снабжение милиции форменной одеждой, оружием, боеприпасами, специальными средствами и техникой осуществляется через Министерство внутренних дел Республики Южная Осетия по установленным нормам.

 

Глава VIII. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ

 

Статья 39. Контроль за деятельностью милиции

 

Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Республики Южная Осетия, осуществляют Президент Республики Южная Осетия, Парламент Республики Южная Осетия, Правительство Республики Южная Осетия. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

 

Статья 40. Надзор за законностью деятельности милиции

 

Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Республики Южная Осетия и подчиненные ему прокуроры.

 

Статья 41. Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции

 

Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.

 

Статья 42. Ответственность сотрудников милиции

 

1. За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность.

2. Вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

 

Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 43. О приведении правовых актов в соответствии с настоящим Законом

 

Предложить Президенту и Правительству Республики Южная Осетия, иным органам государственной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Статья 44. О вступлении в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона, признать утратившим силу Закон "О милиции", принятый Верховным Советом Республики Южная Осетия 17 ноября 1992 года.

 

Президент

Республики Южная Осетия

Э.Д.Кокойты